среда, 11 сентября 2019 г.

Как преподавателю не увязнуть в рутине, ведя онлайн-курсы или честный рассказ о создании моей команды

Меня зовут Пряхина Юлия, уже 9 лет я веду онлайн-курсы. В этой статье я расскажу вам, как я решала одну проблему, возникающую у начинающих онлайн-тренеров.
Когда мы приходим в онлайн – мы хотим помогать людям, вести курсы, проверять отчеты, поддерживать учеников на их пути. Часто мы не готовы к рутине, которая грозится поглотить полностью: делать странички, рассылки, отвечать на вопросы клиентов, которые не знают, какой вариант оплаты выбрать…
“Не хочу тащить все на себе” – говорит каждый первый из моих учеников. Не за этим мы приходим в интернет-обучение.
С другой стороны – без рутины невозможно организовать процесс, удобный для обучающегося. Невозможно наладить маркетинг и набор людей без этой рутины. Поэтому-то начинающие спикеры ищут себе продюсера, который заботливо возьмет хлопоты на себя. В конце статьи вы узнаете мое решение на эту тему.
Итак, 9 лет назад я была одиноким новичком. Помню, как по ночам я делала себе сайт. Почему по ночам? Так ведь я работала по найму и днем ответственно выполняла свои обязанности. Сайт периодически “падал”, вся информация, которую я набирала часами – пропадала, я в ужасе писала в службу поддержки.
Тогда я придумала курс, который длился 21 день и чем-то напоминал ежедневные письменные отчеты. Без видео, без студийной записи, разумеется. Задумалась, как его продавать. Написала паре знакомых, разместила статьи на сайтах, какие-то деньги пошли, но это было очень смешно. Потом придумала еще курс, потом еще какой-то…
Так я маялась дурью года полтора. Без наставников. Вывод: не делайте как я, берите лучший опыт и внедряйте его. Время дороже.
Через пару лет я наконец записалась на курс о том, как зарабатывать на вебинарах. В рамках обучения сделала новый онлайн-продукт и заработала на нем 70000 рублей. В 2012 году мне это казалось очень круто!  Примерно столько же я зарабатывала за месяц в найме (и даже сейчас не сказать, что это копейки, нормальные деньги).
Получить совет или консультацию по вашей онлайн-школе можно здесь  
В процессе продажи курса я огребла весь ворох проблем, связанных с рутиной. Приходилось отвечать на вопросы клиентов на почте (представьте, около 10-15 писем в день, это масса времени). Я сама делала себе странички, писала письма клиентам. В общем, задолбалась. Напомню, это все я делала в нерабочее время, так как по-прежнему была в найме.
Наняла помощницу по саппорту, которая прозванивала  выписанные счета, отвечала на вопросы клиентов в почте.
Когда у вас накапливается достаточно много дел, которые являются необходимыми для бизнес-процессов – начинайте делегировать.
Кстати, мне нравилось рисовать себе странички курсов. Могла проводить за этим делом часы. Потом возник вопрос: а что если то время, которое я трачу на “творчество”, я могу заменить на продающие процессы?
Тогда я нашла мою Таню, помощницу и впоследствии руководителя всего моего проекта, которая проработала со мной 7 лет. Считаю, что тут мне очень повезло. Таня взяла на себя еще и копирайтерские дела, поэтому я смогла сосредоточиться на продажах.
Затем мы познакомились с Лизой Питеркиной, которую я продюсирую как спикера в онлайне и по сей день, и задач стало в разы больше. Нам понадобились специалисты по обработке контента, модераторы вебинаров и команда стала шириться.
Примерно в это же время я решила резко расширить количество проектов: придумала заниматься темой здорового образа жизни, фейсбилдинга и на эти темы у меня были крутые тренеры. С объемом работы ширилась команда.
Расширяйте команду, только когда у вас растут продажи. В противном случае вы рискуете повысить расходы и прибыльность проекта резко упадет.
Думаете, я была супер-управленцем? Разочарую. До своего бизнеса у меня был опыт управления мини-командами (3-4 человека максимум). А в онлайне команда иногда достигала 20 человек.
Местами я сильно косячила: иногда не фиксировала задачи, сама забывала, что поручила. До сих пор у меня сильные проблемы с контролем (все доверяю). Много требовала. Никогда не проходила практические курсы для руководителей: реальность стала лучшим тренером.
При этом текучка у нас всегда была небольшая: принятие нового человека – всегда праздник, уход – ощутимое событие.
Даже если у вас не было опыта управления – не стоит этого бояться. Главное – хотеть этот опыт приобрести. Читать книги, консультироваться с опытными руководителями. Если я с моей эмоциональностью смогла построить команду – любой сможет.
Через какое-то время мы (у меня появился муж, а через год и сын) начали активно путешествовать. В 2013 году три месяца провели в поездках: месяц в США, месяц Бали-Таиланд, еще почти месяц в Тае на мое тридцатилетие и тренинг на Крите.
С маленьким сыном тоже любили поездить: полтора месяца по Европе на машине, 3 недели на Шри-ланке и т.д. В путешествиях работать можно, но не в обычном режиме: достаточно много времени нужно было проводить с маленьким ребенком, да и страны посмотреть хотелось.
Помню, как я первый раз полностью ушла в отпуск, оставив проект заместителю.
“Десять дней я не буду онлайн, не пиши мне и не звони, пробуй решать проблемы сама” – такой наказ я оставила. И знаете что – ничего критичного не произошло! Мир не перевернулся. Для меня это было очень крутым опытом, ведь я сильно боялась делегировать, оставить любимый проект в чьих-то руках.
Пробуйте дать самостоятельность вашим помощникам. Посмотрите, как они будут справляться без вас. Иногда ваше отсутствие может дать им больше свободы и опоры на себя.
Итак, три важных вывода из статьи:
  1. Если у вас никогда не было опыта управления командой, это не значит, что вы не можете его приобрести
  2. Нанимайте помощников только тогда, когда рутины достаточно (есть чем загрузить сотрудника)
  3. Сначала поймите, как работают все процессы и что вы можете требовать от помощника, затем уверенно делегируйте
п.с. Что было бы, если я 9 лет назад решила ждать продюсера, который придет и сам мне все настроит? Вместо последовательного создания команды и опоры на себя.
Как-то мне предложили побыть спикером на продюсировании, я согласилась, отчего бы и нет. “Продюсером” была девушка на стажировке, которая только что прошла курс по продюсированию. Через какое-то время, она ушла по английски, мы даже не приступили к продажам. Вот мне не повезло.
Я сделала такие выводы: если я могу сама выстроить себе продажи вместе с 2-3 помощниками – эта система будет устойчивее. Ведь если уйдет один – продажи не упадут. А вот если уйдет продюсер…. Мне не захотелось полностью опираться на одного человека. Проще сидеть на табуретке с четырьмя ножками, чем с одной…

Комментариев нет:

Отправить комментарий