Меня зовут Пряхина Юлия, уже 9 лет я веду онлайн-курсы. В этой статье я расскажу вам, как я решала одну проблему, возникающую у начинающих онлайн-тренеров.
Когда мы приходим в онлайн – мы хотим помогать людям, вести курсы, проверять отчеты, поддерживать учеников на их пути. Часто мы не готовы к рутине, которая грозится поглотить полностью: делать странички, рассылки, отвечать на вопросы клиентов, которые не знают, какой вариант оплаты выбрать…
“Не хочу тащить все на себе” – говорит каждый первый из моих учеников. Не за этим мы приходим в интернет-обучение.
Итак, 9 лет назад я была одиноким новичком. Помню, как по ночам я делала себе сайт. Почему по ночам? Так ведь я работала по найму и днем ответственно выполняла свои обязанности. Сайт периодически “падал”, вся информация, которую я набирала часами – пропадала, я в ужасе писала в службу поддержки.
Тогда я придумала курс, который длился 21 день и чем-то напоминал ежедневные письменные отчеты. Без видео, без студийной записи, разумеется. Задумалась, как его продавать. Написала паре знакомых, разместила статьи на сайтах, какие-то деньги пошли, но это было очень смешно. Потом придумала еще курс, потом еще какой-то…
Так я маялась дурью года полтора. Без наставников. Вывод: не делайте как я, берите лучший опыт и внедряйте его. Время дороже.
Через пару лет я наконец записалась на курс о том, как зарабатывать на вебинарах. В рамках обучения сделала новый онлайн-продукт и заработала на нем 70000 рублей. В 2012 году мне это казалось очень круто! Примерно столько же я зарабатывала за месяц в найме (и даже сейчас не сказать, что это копейки, нормальные деньги).
Получить совет или консультацию по вашей онлайн-школе можно здесь
В процессе продажи курса я огребла весь ворох проблем, связанных с рутиной. Приходилось отвечать на вопросы клиентов на почте (представьте, около 10-15 писем в день, это масса времени). Я сама делала себе странички, писала письма клиентам. В общем, задолбалась. Напомню, это все я делала в нерабочее время, так как по-прежнему была в найме.
Наняла помощницу по саппорту, которая прозванивала выписанные счета, отвечала на вопросы клиентов в почте.
Когда у вас накапливается достаточно много дел, которые являются необходимыми для бизнес-процессов – начинайте делегировать.
Кстати, мне нравилось рисовать себе странички курсов. Могла проводить за этим делом часы. Потом возник вопрос: а что если то время, которое я трачу на “творчество”, я могу заменить на продающие процессы?
Тогда я нашла мою Таню, помощницу и впоследствии руководителя всего моего проекта, которая проработала со мной 7 лет. Считаю, что тут мне очень повезло. Таня взяла на себя еще и копирайтерские дела, поэтому я смогла сосредоточиться на продажах.
Затем мы познакомились с Лизой Питеркиной, которую я продюсирую как спикера в онлайне и по сей день, и задач стало в разы больше. Нам понадобились специалисты по обработке контента, модераторы вебинаров и команда стала шириться.
Примерно в это же время я решила резко расширить количество проектов: придумала заниматься темой здорового образа жизни, фейсбилдинга и на эти темы у меня были крутые тренеры. С объемом работы ширилась команда.
Расширяйте команду, только когда у вас растут продажи. В противном случае вы рискуете повысить расходы и прибыльность проекта резко упадет.
Думаете, я была супер-управленцем? Разочарую. До своего бизнеса у меня был опыт управления мини-командами (3-4 человека максимум). А в онлайне команда иногда достигала 20 человек.
Местами я сильно косячила: иногда не фиксировала задачи, сама забывала, что поручила. До сих пор у меня сильные проблемы с контролем (все доверяю). Много требовала. Никогда не проходила практические курсы для руководителей: реальность стала лучшим тренером.
При этом текучка у нас всегда была небольшая: принятие нового человека – всегда праздник, уход – ощутимое событие.
Даже если у вас не было опыта управления – не стоит этого бояться. Главное – хотеть этот опыт приобрести. Читать книги, консультироваться с опытными руководителями. Если я с моей эмоциональностью смогла построить команду – любой сможет.
Через какое-то время мы (у меня появился муж, а через год и сын) начали активно путешествовать. В 2013 году три месяца провели в поездках: месяц в США, месяц Бали-Таиланд, еще почти месяц в Тае на мое тридцатилетие и тренинг на Крите.
С маленьким сыном тоже любили поездить: полтора месяца по Европе на машине, 3 недели на Шри-ланке и т.д. В путешествиях работать можно, но не в обычном режиме: достаточно много времени нужно было проводить с маленьким ребенком, да и страны посмотреть хотелось.
Помню, как я первый раз полностью ушла в отпуск, оставив проект заместителю.
“Десять дней я не буду онлайн, не пиши мне и не звони, пробуй решать проблемы сама” – такой наказ я оставила. И знаете что – ничего критичного не произошло! Мир не перевернулся. Для меня это было очень крутым опытом, ведь я сильно боялась делегировать, оставить любимый проект в чьих-то руках.
Пробуйте дать самостоятельность вашим помощникам. Посмотрите, как они будут справляться без вас. Иногда ваше отсутствие может дать им больше свободы и опоры на себя.
Итак, три важных вывода из статьи:
- Если у вас никогда не было опыта управления командой, это не значит, что вы не можете его приобрести
- Нанимайте помощников только тогда, когда рутины достаточно (есть чем загрузить сотрудника)
- Сначала поймите, как работают все процессы и что вы можете требовать от помощника, затем уверенно делегируйте
п.с. Что было бы, если я 9 лет назад решила ждать продюсера, который придет и сам мне все настроит? Вместо последовательного создания команды и опоры на себя.
Как-то мне предложили побыть спикером на продюсировании, я согласилась, отчего бы и нет. “Продюсером” была девушка на стажировке, которая только что прошла курс по продюсированию. Через какое-то время, она ушла по английски, мы даже не приступили к продажам. Вот мне не повезло.
Я сделала такие выводы: если я могу сама выстроить себе продажи вместе с 2-3 помощниками – эта система будет устойчивее. Ведь если уйдет один – продажи не упадут. А вот если уйдет продюсер…. Мне не захотелось полностью опираться на одного человека. Проще сидеть на табуретке с четырьмя ножками, чем с одной…
Комментариев нет:
Отправить комментарий