Мы уже не один раз писали про креативное мышление: почему оно важно для управленца и что за фрукт такой — креативный менеджмент.
Однако часто компании сталкиваются с проблемой поиска оригинально
мыслящих сотрудников. К счастью, креативное мышление можно развить, и в
этом поможет методика Белютина. Элий Белютин
— российский педагог, художник и философ. Более 20-ти его учеников
стали основоположниками новых направлений в искусстве. Впечатляет?
Поговорим о методике подробнее.
«Цифровая амнезия»
В век цифровых технологий информацию
человек всё больше доверяет гаджетам: пароли, явки, планы на рабочий
день. О дне рождения главного бухгалтера услужливо напомнит айфон, а все
важные логины давно лежат в заметках на Google Docs. Человечество
подсело на «цифровую иглу» и слезать с неё не торопится.
Таким образом, превращая электронный
носитель в свою «вторую память», функции «первой памяти» притупляются.
Проявляется «цифровая амнезия»: не тренируя мозг запоминать что-либо,
навык запоминания ослабевает. Логично, что в целом от этого страдает и
качество выполняемой работы.
Как здесь поможет методика Белютина? Дело в том, что она стимулирует работу ранее незадействованных участков мозга,
развивает память и способность находить верное решение проблемы. Именно
поэтому на мастер-классах по этой методике сотрудники обычно рисуют,
т.е. визуализируют проблему.
Благодаря таким мастер-классам человек:
-
- запоминает большой массив данных;
- легко разбирается в сложной структуре;
- развивает креативное мышление;
- и решает личностные проблемы.
Методика Белютина: этапы
Этап 1. Выбор символа
Перед каждым сотрудников лежит чистый
белый лист. На нем он должен изобразить главный символ, который
назначается заранее. Например, если целью мастер-класса стоит развитие
памяти и концентрации, подходящий символ — вода (река, водопад и т.д.).
Вода течет, не останавливаясь — как поток информации, в котором
менеджеру нужно удерживать свою концентрацию и внимание на нужных
задачах.
Этап 2. Изображение проблемы
Здесь менеджер изображает и описывает проблему, сообщая о ней то, что он уже знает на пяти разных уровнях.
Физиологический. Например, если сотрудник изобразил реку, надо показать её во всех деталях: с берегами, растительностью на них и т.д.
Экспрессивный.
Теперь надо сообщить сотрудникам, что изображенный символ — это
ситуация, которую следует взять под контроль. Начинают рисоваться мосты,
переправы и т.д. Как и на первом уровне, изображение должно быть
максимально детальным и конкретным.
Интеллектуальный.
Сотрудникам сообщается новая тема: путешественник, которому надо
перебраться на другой берег. Изображения водоема и путешествующего также
должны быть детальны и образовывать одну картину.
Визуальный.
Начинается работа с цветом. Например, раскрашивается мост. Как правило,
участники интуитивно выбирают цвет, характеризующий в их понимании
прочность: темно-серый, имитирующий камень, или коричневые оттенки,
изображающие бревенчатые своды. Можно дорисовать детали, к примеру,
перила с необыкновенным узором. Такие детали — символ индивидуального
восприятия проблемы и её индивидуального решения.
Рациональный.
Менеджер должен изобразить свою конечную цель. Интересное наблюдение:
чем детальнее цель на рисунке, тем лучше менеджер представляет, как её
достичь.
Этап 3. Эмоции
В завершении мастер-класса менеджеры раскрашивают всю картину целиком. Многое здесь можно узнать из выбора цветов.
Те, кто идут на контакт проще и легче, в основном используют яркие
цвета. Кому это дается сложнее, используют приглушенные тона. Самыми
темными цветами человек чаще всего раскрашивает места, вызывающие у него
наибольший дискомфорт и неуверенность.
Что в итоге?
Пока менеджеры занимались, казалось бы, какими-то развлечениями дошкольного возраста, их мозг был настроен на решение проблемы нетривиальными путями. Таким образом, раскрашивая мостик в коричневый, человек неосознанно находит выход из ситуации.
Так же к приятным бонусам использования методики Белютина можно отнести сокращение времени на адаптацию новых сотрудников, повышение уровня выполняемых KPI, получение обратной связи от сотрудников и налаживание диалога между сотрудниками.
Комментариев нет:
Отправить комментарий